Профилактика терроризма и экстремизма в подростково-молодёжной среде

Скажи экстремизму нет!

 

В современном мире экстремизм уже стал рассматриваться как феномен современной социальной реальности. В самом общем смысле экстремизм – это взгляды и действия нетерпимого, нетолерантного характера вплоть до применения насилия по отношению к приверженцам иных взглядов. В настоящее время в Республике Беларусь участились случаи выявления фактов изготовления и распространения информационной продукции, имеющей признаки различного рода экстремистских проявлений. 

Экстремизм по законодательству

Под экстремизмом (экстремистской деятельностью) понимается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, — организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем (ч. 1 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму):

o       насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

o       захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

o       создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

o       содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

o       распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

o       оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

o       создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

o       осуществления террористической деятельности;

К экстремистским материалам отнесена информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенная для публичного использования, публичного распространения либо распространенная любым способом, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность и признанная экстремистскими материалами по решению суда (ч. 2 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму).

Меры противодействия экстремизму

Государственные органы, являющиеся субъектами противодействия экстремизму, в пределах своей компетенции реализуют следующие профилактические меры:

1.               официальное предупреждение;

2.               предписание;

3.               приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя (постановлениями Генерального прокурора, прокуроров областей, г. Минска);

4.               признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, экстремистской, запрещение ее деятельности и ее ликвидация;

5.               признание деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращение;

6.               запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций;

Кроме того могут принимаются иные меры в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Вопрос о признании символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции экстремистскими материалами, рассматривается судом в порядке особого производства.

Порядок проведения оценки символики и атрибутики (за исключением нацистской символики и атрибутики), информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Вступившее в законную силу решение суда о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами является основанием для их уничтожения, если иное не установлено законодательными актами.

Использование государственных символов Республики Беларусь, изображений и символики, являющихся историко-культурными ценностями, а также официальных геральдических символов в целях пропаганды экстремизма, при публичных призывах к экстремистской деятельности запрещается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Ответственность за распространение экстремистских материалов

За распространение, а равно изготовление, издание, хранение и перевозку в целях распространения экстремистских материалов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Экстремистские действия обязательно должны быть публичными и направленными на пропаганду.

Если согласно экспертному заключению в представленных образцах устанавливается наличие признаков проявления экстремизма, данное обстоятельство является поводом для проведения проверки на предмет наличия состава преступления (ст.361 УК «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь», ст.361-1 УК «Создание экстремистского формирования либо участие в нем», ст. 361-2 УК «Финансирование экстремистской деятельности», ст. 361-3 УК «Участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовка либо подготовка лиц к такому участию», ст. 361-4 УК «Содействие экстремистской деятельности» и ст. 361-5 УК «Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности». 

В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, начинается административный процесс, в соответствии ст. 19.11 КоАП Республики Беларусь (Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность).

Часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:

o       наложение штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,

o       на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,

o       на юридическое лицо — от 50 до 200 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Часть 2 предусматривает ответственность за распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции. Санкция данной части предусматривает:

o       наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

o     или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

o     или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

o       на индивидуального предпринимателя — наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств,

o       на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Кроме того, за участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь является основанием для начала рассмотрения материалов по утрате гражданства Республики Беларусь в соответствии с частью второй статьи 19 Закона  Республики Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 г. № 67-З) «О гражданстве Республики Беларусь». 

Республика Беларусь понесла колоссальный ущерб от действий фашистской Германии и ее пособников в период Второй мировой войны, придерживавшихся идеологии национал-социализма, ключевым положением которой является расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Несмотря на это, в настоящее время в Беларуси получили определенное распространение идеи крайне правого толка, фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.
В Беларуси вопросам недопущения реабилитации нацизма всегда уделялось особое внимание, что нашло свое отражение в Законе "О недопущении реабилитации нацизма" подписанным 14 мая 2021 года Президентом Республики Беларусь, которым комплексно регулируется вопросы противодействия этим негативным проявлениям.

На бытовом уровне, для молодых людей необходимо знать об ответственности за хранение фото и видеоматериалов с нацистской символикой или атрибутикой в открытом доступе на страницах в социальных сетях, о чем говорится в ст.19.10 КоАП Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Примечание. Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики. 

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТАТЬЯ 130. РАЗЖИГАНИЕ РАСОВОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИБО ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ ИЛИ РОЗНИ

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Примечание. Под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации.

СТАТЬЯ 292. ЗАХВАТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙexpand_more

1. Захват зданий, сооружений, путей или средств сообщения и связи, иных коммуникаций, стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, либо их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения либо с угрозой убийством граждан или причинением им телесных повреждений, с целью понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы, а равно финансирование или иное материальное обеспечение таких действий при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, а также ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо основных частей такого оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

СТАТЬЯ 293. МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИexpand_more

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 309. УМЫШЛЕННОЕ ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯexpand_more

1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, –

наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124126289359 и 360 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

СТАТЬЯ 310. УМЫШЛЕННОЕ БЛОКИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙexpand_more

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в значительном размере, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Примечание. Ущербом в значительном размере в настоящей статье признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

СТАТЬЯ 342. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ДЕЙСТВИЙ, ГРУБО НАРУШАЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ЛИБО АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В НИХexpand_more

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

СТАТЬЯ 342/2. НЕОДНОКРАТНОЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙexpand_more

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект)

 

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;
  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

  • представления, установки подростков;
  •  индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)
Памятка по профилактике экстремизма, деструктивных проявлений

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

     Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

     Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

     По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

     Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

     При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

     Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

     Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

     Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

 

Изображение

Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства, других опасных предметов

- присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;

- шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

- наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);

- растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

- необычное размещение предмета


ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ БЕСХОЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ?

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО! никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи!

-террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах: на дорогах, жилых домах, на транспорте, в общественных местах, припаркованных автомобилях;

-совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства;

-при обнаружении такого предмета немедленно сообщите об этом водителю, любому работнику милиции;

-заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомыепредметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницей;

-будьте бдительны и внимательны. Заметив подозрительных предмет, НЕ ПОДХОДИТЕ И НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к нему;

-ПОМНИТЕ! Внешний вид предметов может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.;

-НЕЛЬЗЯ принимать самостоятельно никаких действий с предметами, похожими на взрывные устройства, т.к. это может привести к их взрыву;

-НЕМЕДЛЕННО сообщите о находке в милицию по телефону 102!

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ЗНАНИЯМИ С ДРУЗЬЯМИ И ОДНОКЛАССНИКАМИ И ВЫ СТАНЕТЕ СИЛЬНЕЕ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЗМОЖНОЙ ОПАСНОСТИ!


КАК ВЫЯВИТЬ ТЕРРОРИСТА?

Террористы, как правило, действуют скрытно, стараясь не попадаться на глаза ни правоохранительным органам, ни простым гражданам. Но их деятельность вполне может показаться необычной или подозрительной.Если признаки странного поведения не находят естественного объяснения, немедленно сообщите об этом!

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы этих людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. Не пытайтесь их останавливать сами!

На что необходимо обращать внимание:

  • Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов.
  • Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в непривычном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит.
  • Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.
  • И стандартные рекомендации, которым, к сожалению, чаще всего не следуют: ни в коем случае не поднимайте забытые вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки.

Ни в коем случае не принимайте от незнакомых лиц никаких подарков, не берите вещей с просьбой передать другому человеку.


ПАНИКА В ТОЛПЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как только почувствовали волнение и первые признаки зарождающегося конфликта, осмотритесь и выберите наиболее короткий маршрут к безопасному месту.

·   Сохраняйте выдержку и спокойствие.

·   Выбираясь из агрессивно настроенной толпы, старайтесь ни с кем не встречаться взглядом, ни в коем случаене вступайте в словесные перебранки, не реагируйте на реплики в свой адрес.

·   Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей и стариков, успокаивайте людей.

·   Разговаривайте внятно и громко.

·   Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, защищая бока от сдавливания, пальцы сожмите в кулаки. Попытайтесь сдерживать напор спиной.

·   Застегните одежду на все пуговицы, а ненужные и громоздкие вещи лучше выбросите.

·   Не следует жаться к зданиям, зеркальная витрина супермаркета запросто может разлететься на тысячи осколков, до крови поранив окружающих.

·   Помогайте подняться сбитым с ног.

·   Если сбили Вас, встаньте на колено и, упираясь в пол руками, резко оттолкнитесь, рывками выпрямляя тело.

·   Обходите группы наиболее возбужденных подростков, как правило, они способны на самые отчаянные поступки.

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/